Экономия по-европейски

Мировой экономический кризис показал себя и в Украине. Было бы странно, если бы он прошел стороной. Многие проблемы оказались для нашей страны очень болезненными. Кризис продолжается. Что это значит? Только то, что изменились обстоятельства. Вы видите: ваши действия, которые ранее давали хорошие результаты, не срабатывают. Становиться ясно: то, что сейчас происходит, не удастся просто переждать. Необходимо что-то менять. А что именно? За что браться?


Экономия и продвижение вот реальные инструменты выживания. В Европе, где устои рыночных отношений сформировались давно, умеют экономить. Мы же только учимся это делать. На чем же лучше экономить? Сократить персонал? Сократить расходы на заработную плату? Выключить отопление? Все это можно сделать, но это будет не правильно. Самый главный ресурс в компании это его персонал, который и сможет вытянуть компанию из кризиса. А экономить в первую очередь следует на энергоресурсах, а точнее электроэнергии. В этом случае я не оригинален и об экономии знают все. Но как это лучше сделать знают только профессионалы.


Цель этой публикации – дать руководителю конкретные рекомендации, что нужно делать прямо сейчас, не откладывая это на потом. Мой опыт руководителя электромонтажной компании показывает, что большинство руководителей не до конца владеют реальным состоянием дел в электрохозяйстве и не всегда могут знать свои слабые и сильные стороны. Согласитесь, если есть сильная сторона в экономии и безопасности электроэнергии ее надо развивать, а если есть слабая сторона ее надо усиливать. Как это лучше сделать? Необходимо провести полный и независимый электроаудит. Электроаудит – это обследование и проведение независимого анализа, а также разработка рекомендаций по снижению энергетических расходов с учетом безопасности и долговечности дорогостоящего оборудования. Кто-то может сказать: зачем мне такой анализ, если у меня хороший энергетик или электрик? Да это так, и это хорошо, если вы доверяете своим специалистам. Но любой человек может ошибаться и располагать мнениями, а не сырыми фактами. Сырые факты, без украс и без обёртки может дать только независимый анализ и только не заинтересованными людьми.


Как это выглядит на практике. Выезжают специалисты на объекты заказчика, смотрят технические документы, оплату за реактивную и активную энергию, обследуют оборудования (трансформаторные подстанции, соответствие мощности электродвигателей), отслеживают уровень напряжения в течение характерного для объекта времени, делают оценку динамики потребления электроэнергии, проводят анализ электропроводки с учетом пожаробезопасности, делают расчет удельных затрат электроэнергии на выпуск продукции и т.д. После всего этого разрабатываются мероприятия и программы по снижению издержек и потерь и всё это в письменном виде ложиться на стол руководителя, который видит всю картину в целом и без искажений.


Что делать руководителю с этой информацией? Он может сразу начинать внедрять программу по энергосбережению и у него есть возможность убедить инвестора о необходимости проведения таких мероприятий. Руководитель может устранить слабые стороны по электробезопасности и уйти от проблем с энергонадзором и пожарными.


Был такой случай, когда в отделении всем известного банка произошло возгорание лишь, только потому, что проводка была изношена и не соответствовала стандартам эксплуатации.


Электроаудит включает в себя также опись основного оборудования, год выпуска, время работы в году, КПД, износ и т.д. Это помогает определить потери. Ведь часто бывает такое, что вместо электродвигателя одной мощности ставят более мощный лишь из-за того, что он был на складе или подошел по креплению, но при этом не считаются затраты на его эксплуатацию. Также это касается ТП (трансформаторных подстанций), где неиспользованная мощность создает большие потери и с которыми можно бороться. Главное знать как. А как можно знать, не имея полный анализ?


Сегодня я рассказал лишь об одном из инструментов выживания. Поверьте это действующий инструмент, который подтвержден практикой. И если вы, сможете решить эту проблему, и наведете в элетрохозяйстве порядок, вам будет легче браться за другие антикризисные программы. Например: продвижение. Тогда стоит ли бояться кризиса? Кризис – от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход. То есть вам как руководителям сейчас нужно принимать решение. От этого решения будет зависеть, куда повернет и каким будет исход.


Я очень хочу, чтобы вы смогли победить этот кризис и вышли из него победителем. Желаю вам успехов.



Автор статьи - директор предприятия «Эридан», Олег Переверза.